Во всем мире детство
признано важным этапом жизни человека и приоритетность отдается на подготовку детей к полноценной жизни в
обществе, развития общественно значимой и творческой активности, воспитания
высоких нравственных качеств личности. В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и
успешной интеграции в общество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Эти дети находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка - семьи, которую не заменит самый лучший детский дом. Тем не менее, за годы пребывания в детском доме дети должны освоитьопределённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы не стать жертвами процесса социализации, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни. Педагогически направленная социализация воспитанников детских домов должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности. 3 февраля 2018 года для педагогов КГУ "Детский дом № 1,г.Акколь" был проведен методический совет на тему "Роль досуговой деятельности в жизни воспитанников детского дома". На повестке дня рассматривалось ряд вопросов по организации детской досуговой деятельности в жизни воспитанников.Педагоги делились опытом работы в данной сфере деятельности.Что мы понимаем под досуговой деятельностью, как составной частью воспитательного процесса в детском доме? Это одна из форм организации свободного времени воспитанников, которая помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении. Многие отечественные и зарубежные педагоги досугу уделяют большое внимание и в своих работах дают рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда. Каждое государство заботится о благосостоянии детей, старается максимально защитить права ребенка,воспитать в нем чувство патриотизма и высокой гражданственности. Одним из прав детей является право на отдых, досуг и культурнуюжизнь. Некоторым педагогам кажется, что данному праву не стоит уделятьмного внимания. Поэтому мы сегодня в своей с вами работе опровергнем это мнение и покажем значимость этого права для ребенка. Отдых необходим любому человеку для успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Он имеет перед собой цель – это достижение работоспособного состояния организма. Таким образом, тема действительно актуальна. Гармонично развитые дети являются в первую очередь достижением и достоянием государства. В связи с этим ЛигаНаций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Однако декларация не имеет обязательной силы рекомендательным документом. А 20 ноября 1989 года ООН приняла уже Конвенцию. Данная Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Досуг – это свободное время, которое чаще всего направлено на воспитание и развитие личности. Культура также включает все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, то есть способствует духовному развитию ребенка. Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни.Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанника детского дома? Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени ребенка, в котором он реализует свои интересы. В наше время тема «Организация досуговой деятельности детей» очень актуальна, потому что досуг очень важен в жизни каждого воспитанника. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. Досуговая деятельность - это деятельность, которую организуют педагоги или сами ребята во внеурочное время. Её цель состоит в том, чтобы целенаправленно и полноценно организовать свободное время детей. И очень важно комплексно спроектировать развитие физического, духовно-нравственного потенциала личности, её художественных и интеллектуальных способностей. Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Ребенок имеет множество прав. И необходимо понимать, что все они являются главными. Мы в своей работе доказали важность права детей на отдых, досуг и культурную жизнь. Общество должно учитывать интересы ребенка, разнообразить их культурную жизнь и главное – сделать эту жизнь доступной. Дети – это будущее нашей страны. Нам бы очень хотелось, чтобы государство, семья и школа заботились,уважительно относились к правам детей и отдавали всю свою любовь и заботу им.Следует вспомнить пословицу: «Все лучшее - детям!».
Основные рекомендации по организации досуга:
1. учет желаний,
интересов, хобби самих школьников;
2. привлечение к участию
в досуговой деятельности воспитанников разных возрастных категорий;
3. организуемый досуг
должен носить разнонаправленный характер;
4. в организации досуга
должны принимать участие как различные специалисты: педагоги, психологи, социальные
педагоги; а также воспитатели и сами воспитанники;
5. досуг должен
организовываться как отдельно в каждой группе семейного типа, так и совместно
для всех воспитанников.
Работу нашего методсовета позвольте закончить словами Сталья Анатольевича Шмакова – писатель публицист, автор многих статей о проблемах детства,социальной жизни детей сирот. «Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием.» .